«Для меня красота — это природа, а природа — бог.» ©

«Для меня красота — это природа, а природа — бог.» ©

История последних лет жизни великого Винсента ван Гога, которые он провел во французском городе Арль и Овер-сюр-Уазе. За этот недолгий период непризнанный гений создает шедевр за шедевром, злоупотребляет алкоголем, отрезает себе ухо, содержится в психиатрической лечебнице и пытается понять всю сущность бытия. Как истинный гений, он всегда находился на пороге вечности…

Ох, как же сложно говорить о непростых фильмах, которые так просто тебя зацепили. Честно, картина очень живая, яркая, она прям кричит об одиночестве этого гения, и режиссёр очень точно передаёт настрой Ван Гога, его смятения и терзания. Определённую нервность в фильме вносит операторский приём — камера наезжает, быстро отъезжает, теряет фокус, чуть ли не переворачивается и мечется, как Ван Гог.

Подыгрывают его настроению дребезжащие звуки пианино, иногда их поддерживает скрипка, чтобы ещё больше обнажить душевную боль художника, превратившуюся в физическую боль.

Есть такой приём в театре, литературе, как повествование от первого лица, где все события, все эмоции преломляются и показываются от лица героя через его ощущения. Вот и в фильме снимающая камера это не оптический прибор, а голубые глаза Ван Гога с ясным взором, с пеленой заплаканных глаз, с мечтами, со страданиями. Как видит он окружающий мир, окружающих его людей, так видит и зритель. Вот поэтому все лица людей некрасивые, почти карикатурные и угловатые, как на картинах художника.

«Ты рисуешь слишком быстро», — говорил Винсенту единственный друг Поль Гоген. Вероятно, он спешил жить, спешил напитать свою жизнь красками, которые искал все время среди природы, среди людей. А находил их в своих картинах, в своём сказочном сознании. В главной роли снялся гениальный и любимый мной Уиллем Дефо, смотрящийся в этой роли невероятно гармонично, (кстати ему 63 года, а Ван Гогу было 37 лет) настолько вжился в неё, что понимаешь, — да, Ван Гог именно таким был — больным, странным, измотанным, страдающим, бедным и… талантливым. Но при жизни он продал только одну картину. Из 900. Это самый большой, самый болезненный удар по личности художника — непризнание плодов творения. В этом я считаю и вся суть фильма. Шнабель постарался акцентировать внимание на всех нужных аспектах биографии художника, его знакомств и методов рисования, видения цветов, чувствования природы в полном одиночестве и единения с ней.

Фильм не просто повествует об этапах жизненного пути художника, но погружает зрителя в его образ мыслей, в духовный мир его видений, наваждений и искажений сознания. Ван Гог неоднократно лежал в клинике для душевнобольных, что являлось следствием его трудного образа жизни одиночки, изгоя общества, неудачных попыток создать семью и интегрироваться в реальную жизнь. Он прожил свою короткую жизнь в 37 лет стоя на пороге вечности, осознавая, что должен оставить миру навсегда то, что неизбежно умрёт и состарится как розовый букет цветов на столе.

«Все цветы вянут, а мои останутся навечно.» ©

P.S. Не спешите убегать с сеанса, после титров есть нужная сцена о жёлтой комнате.

10 из 10

Кнышов Андрей. 14.02.2019.

Источник