Детектив-социальная драма, или Записки из подполья

Детектив-социальная драма, или Записки из подполья

Матёрый уголовник, оставшийся с двумя детьми на руках, превращается в объект охоты со стороны полиции. Бывшие подельники нанимают молодого, но перспективного парня, чтобы он вывез их бывшего главаря из Ниццы в Париж… Фильм начинается с лихой сцены ограбления инкассаторов, продолжается сценами погонь и перестрелок, но затем действие замедляется. Главное в фильме — не стрельба, а жизнь французского общества конца 50-х. Вроде бы удачно скрывшийся от полиции уголовник Абель Давос с удивлением обнаруживает, что для него уже нет места среди обычных людей. Бывшие товарищи завязали, превратились в мещан-буржуа и не собираются рисковать своим благополучием ради друга. Герой Лино Вентуры обречён на одиночество, и эти ощущения отверженного человека, вынужденного скрываться ото всех, поразительно точно переданы в фильме. От него брезгливо отвернулись бывшие подельники, и он даже не может ходить по улице вместе со своими детьми — его могут опознать. Вроде бы он на свободе, но вынужден вести подпольную жизнь нелегала.

Жан-Поль Бельмондо в роли молодого преступника Эрика Старка играет поразительно мягко и вносит теплоту в человеческие отношения, показанные в фильме. Дуэт Лино Вентуры и молодого Бельмондо — выше всяких похвал, актёры очень хорошо дополняют друг друга. Если учесть, что в этой компании вы увидите феллиниевскую актрису Сандру Мило («Восемь с половиной», «Джульетта и духи»), то актёрский ансамбль фильма с полным основанием можно назвать интересным.

«Раскалённый асфальт» — одна из удач сценариста Жозе Джованни («Второе дыхание», «Дыра», «Двое в городе»). Если в голливудском кино прежде всего создавали мифы о современности, то французские кинематографисты даже в детективном жанре пытались осмыслить и понять жизнь такой, какой она есть, со всеми её трагедиями, социальными драмами и несовершенством людей.

Минус фильма — некоторая неровность драматургии, замедление действия, когда зритель ждёт продолжения приключений и закручивания сюжета, но таков был режиссёрский замысел. Главное здесь драма человека, обречённого на одиночество в буржуазном обществе.

Плюс фильма — герои Лино Вентуры и Бельмондо своими отдельными чертами вызывают симпатию у зрителя (когда они проявляют человечность по отношению к другим людям), но уголовный мир в целом в фильме не идеализирован.

Источник