Чувство, которое можно выразить только по-японски

Чувство, которое можно выразить только по-японски

Используя невероятно деликатный подход, японский режиссер Хирокадзу Корээда привнес свежее дыхание в немного застывший в настоящее время жанр социальной драмы. Тема оказалась, на самом деле, меньше актуально-политической и больше интимной: «Магазинные воришки» исследуют одно из самых сложных понятий в человеческих взаимоотношениях — значение семьи. Несмотря на добродушный и легкомысленный тон, не меняющийся даже в самых неприятных глазу моментах, в конечном итоге фильм спускается на темную территорию меланхолии и наводит на размышления. Что есть семья: кровная связь или существуют более глубокие (и важные) узы? Домашняя драма ответа не дает, хотя ставит вопрос просто мастерски: иллюстрация этой проблемы в кино не была ещё столь откровенной.

«Магазинные воришки» знакомит с бедной семьей где-то в урбанистических пейзажах Японии. На первый взгляд они кажутся относительно нормальными и здравомыслящими бедняками: ах, все трудности вместе преодолеем! Семья состоит из отца и матери, мальчика школьного возраста и девушки-подростка. Четверка живёт в тесной полуразвалившейся лачуге с бабушкой. Все сводят концы с концами: мужчина работает каким-то сезонным рабочим на стройке, мама трудится в почти обанкротившейся прачечной, а дочь — в стриптиз клубе. Бабушка же вносит лепту в бюджет в виде пенсии. Денег катастрофически не хватает, так что герои прибегают к мелкому воровству, чтобы не голодать.

Однажды семья забирает пятилетнюю девочку, заблудившуюся в большом городе. Судя по всему, её били настоящие родители, так что, несмотря на ещё один рот, который надо кормить, маленькую Юри нелегально «удочеряют». Юри становится частью этой семьи, но с каждой новой сценой становится ясно, что скелетов у этих людей полно.

Корээде очень легко подать эту драму зрителю, потому что каждый из нас, особенно в тёмные времена, хочет посмотреть на чаплинскую историю о преодолении сложностей жизни. Ловкая обработка приводит к тому, что «Магазинные воришки» достигает эмоционального резонанса, но отнюдь не из-за легкости или добродушного подхода к сюжету. Уникальные человеческие качества смешались в сюжете, каждый из героев хранит какую-то тайну. В какой-то момент происходит важный перелом, полностью меняющий весь концепт, причем поворот скорее не сюжетный, а социальный. Подобное позволяет исследовать более глубокий контекст происходящего, особенно на фоне извечных экзистенциальных тем «преступления и наказания».

«Воришки» также делают и важное заявление о разрыве между личным счастьем и материальным имуществом. В век вещизма, особенно в такой стране как Япония, подобное выглядит вообще прорывным высказыванием. Несмотря на трудолюбие, герои прибегают к воровству (в японском обществе это невероятный позор), да и в целом Корээда приводит аргументы как в пользу социального контроля, так и семейного: не зря по мнению режиссера «воспитание» и «культура» побеждают «природу» в вечном споре.

Главным элементом, естественно, является игра актеров. Каждый из артистов превосходно вписался в тот образ, что ему достался. Несколько важных чувственных сцен (вроде эпизода «холодной лапши в жаркий день») правильно расставляют акценты в персонажах, делая их объемными и правдоподобными.

Интересно, что тон «Магазинных воришек» чувствуется одновременно обнадеживающим и невероятно депрессивным. С одной стороны, фильм очень резкий и воодушевляющий, а с другой — удручающий, но именно это настраивает на необходимую философия «дна». Да, главные герои — ворье и отребье, но они сильны духом, добры душой, ценят друг друга также, как и свое нелегальное ремесло. Интересные вопросы о том, кто достоин быть родителем, подчеркивают то, как группа японских аутсайдеров ценит свалившиеся им как снег на голову недостающие им внутренние сущности. Временами, конечно, оценить «Воришек» сложно: фильм создавался не для европейского зрителя, так что многие излишества этого японского «неореализма» могут смутить или даже шокировать. Концепт в сердце фильма, судя по всему, более удачный и понятный. Такое чувство, что простота сыграла «Воришкам» в плюс, родив в итоге сильную драму с очень интересным культурным кодом: кажется, что сценарий можно спроецировать на любую страну, включая (а может даже и особо выделяя) Россию. «Зато у них воздух чище, медицина лучше, а люди живут дольше, хоть и скучнее. А у нас — веселее, но… короче».

7 из 10

Источник