Человек — это звучит горько

Человек — это звучит горько

«Выкидыш» — это чисто сюрреалистическое кино. Начал я с того, что с детства мне не даёт покоя загадка человека. Почему он создан именно таким, способным мир сотворить и его же разрушить? Кому это нужно? Создателю? И что после смерти? Всю жизнь я мучительно ищу истину. Вчитываюсь в философские трактаты, религиозные каноны, многочисленные труды психологов. Но как не знал ответа, так и не знаю» (режиссер Юрий Манусов).

Вопреки распространенному мнению, судьба произведений искусства, их широкая известность или забвение, во многом зависит не только, а иногда даже не столько, от их художественных достоинств, сколько от множества различных факторов: социально-политической конъюнктуры, текущей искусствоведческой моде, субъективного мнения критиков, воли случая. В годы перестройки были востребованы прежде всего фильмы социально-критической направленности, поэтому «Выкидыш» был выкинут на обочину кинематографического процесса, остался в забвении, хотя и получил приз за режиссуру на международном кинофестивале в Сан-Ремо.

Главный герой рассуждает о смысле жизни, задаваясь гамлетовским вопросом «быть или не быть», жить или не жить. Фильм снят в психоделической, сюрреалистической манере, где не действуют привычные законы времени и пространства, словно приглашая зрителя в плавание по волнам «коллективного бессознательного», по картографии человеческой психики, составленной Станиславом Грофом. Крайне необычный не только по меркам советского, но и мирового кинематографа он похож на буйные кино-фантазии Алехандро Ходоровского. Изысканно-эстетский визуальный ряд, временами напоминает ожившие полотна художников эпохи Возрождения, в нем есть и прямые (иногда слегка видоизмененные) изображения шедевров мировой живописи в диапазоне от Рафаэля и Джотто до Малевича. В фильме масса отсылок к идеям квантовой физики, мифологии, философским доктринам (от идей Шопенгауэра до экзистенциализма и «общества спектакля»), знаменитым произведениям классиков мировой литературы (от Данте и Льюиса Кэролла до Достоевского, Булгакова и Экзюпери). По мысли режиссера, наш мир — театр абсурда, в котором нет никакого смысла, человек — неудачный эксперимент, выкидыш Вселенной, а Творец (если он есть) — безжалостный демиург, цинично играющий судьбами людей.

В общем, это философско-психоделическое, живописное кинополотно можно рекомендовать всем, кто любит по настоящему необычное кино. Если имена Алехандро Ходоровски, Питера Гринуэя, Рауля Руиса, Гая Мэддина — для вас не пустой звук, тогда и этот фильм обязателен к просмотру.

Источник