Человек есть нечто, что нужно превзойти

Человек есть нечто, что нужно превзойти

Это удивительная премьера. Фильм, сверх меры напичканный спецэффектами саспенсом и экшном, который все ждали… ради сюжета! Ну, по крайней мере, все, кто знаком с миром Алиена. Мы ждали именно историю, так как после «Прометея» всем нам хотелось узнать: в чем же заключается тайна происхождения Чужих и их взаимосвязи с Инженерами-наездниками. Мы ждали ответы на сакраментальные вопросы о сути Творения (нас, людей, и Творения как божественного акта вообще).

Феномен и впрямь странный. Ридли Скотт в 40 лет создал «Чужого» как обычный (но очень свежий!) ужастик, эксплуатирующий ксенофобные страхи людей. Шли годы, франшиза разрасталась, противоестественно спарилась с «Хищником»… Но через почти еще 40 лет фильм вырос в одну из крупнейших фантастических вселенных, поднявшуюся на весьма глубокий философский уровень.

«Прометей» потряс меня не только нелепостями поступков персонажей, но и сложностью отношения к бытию. Кто мы в этой Вселенной? Будучи частью человечества, я смог поставить себя и на ступеньку твари (сотворенного существа) и на ступеньку творца. Что различает эти ступеньки? К сожалению, «Прометей» больше формулировал вопросы, чем отвечал на них. А потому я ждал «Завет»…

И, прежде, чем начнется разговор о фильме, важное предупреждение!

Друзья! Когда вы будете смотреть «Чужой: Завет», заранее будьте морально готовы к тоннам дебильного поведения героев. Вас ждет вал нерациональности, беспечности и банальной наивности. Герои «Завета» переплюнули экипаж «Прометея»! Они не снимут скафандры на чужой планете, они просто выйдут в чуждый лес без них! И так далее. Я даже думаю, что во Вселенную Алиена нужно включить фильм «Идиократия». Помните? Там, из-за того, что дураки размножались, а умные нет — в будущем наступило массовое отупение человечества. Так вот, мы видим промежуточный этап: корабли межзвездные они еще строят, а вот думать о последствиях своих поступков уже не могут.

Но, если серьезно, конечно, этими мелочами можно пренебречь. Все поступки ведут к важным событиям для развития сюжета. Сюжета глубокого и подлинно философского. И все же, я считаю, это сценарной ленью. Неужели трудно было придумать более здравомыслящие поступки экипажа, которые бы также привели к тем же последствиям?

…Отступление закончено.

«Чужой: Завет» — фильм, который напрямую связывает «Прометея» с «Чужим» и формирует четкую вселенную Алиена. Забудьте все эти дурацкие кроссоверы «Чужие против Хищников». Алиенов не было до XXII века. Теперь в рамках вселенной можно рассматривать только первых двух «Чужих»… возможно, третьего. А также «Прометей» и ожидаемые продолжения «Завета» (дай бог здоровья Скотту!).

Фильм начинается с пролога, в котором мы видим героев «Прометея»: робота Дэвида и его создателя — молодого и здорового Питера Вэйланда. Эта сцена — художественный максимум! Компоновка кадра восхитительна с точки зрения визуального вкуса. Минимальный интерьер, который разведен по углам широкоэкранного кадра. Каждый его элемент, каждый жест — полны скрытого смысла. Как и диалог. Образ Дэвида, интересного еще в «Прометее», здесь не менее шикарен. Это вам не банальное восстание машин. Это личность, служащая создателям, но осознающая свое превосходство. Как и Вэйланд, знающий что он — Творец. Но понимающий, что на Творца он — как обычный смертный человек — не тянет.

Сразу после пролога мы попадаем в совершенно самостоятельную историю. Огромный корабль «Завет» с тысячами колонистов летит осваивать неизведанную, но потенциально пригодную для жизни планету. Однако форсмажорные обстоятельства принудят экипаж изменить планы. И эти изменения ввяжут их в «постпрометейные» события.

Сценарий фильма просто нашпигован культурологическими отсылками. Например, само название корабля «Завет». Это договор. В библейском контексте — договор людей с богом. Ветхий завет: мы служим тебе, как ты велишь, а ты нас защищай. Новый завет: я, бог, жертвую вам себя, и уверовавшие будут спасены. Но мне сдается, что здесь идет намек на совершенно иные «договоры». Весь ход событий подталкивал меня к эпохе Пробуждения Разума — веку Просвещения. Когда Человек решил: я не буду слепо верить, я познаю мир через разум и так познаю божественный Замысел. Мы видим отсылки к Байрону, к Вагнеру, музыка которого сыграла сильное влияние на развития концепции Сверхчеловека. Очень важный момент — это цитата про Озимандия. Озимандий это одновременно один из величайших фараонов-завоевателей Египта Рамзес II и персонаж комиксов «Хранители» с синдромом Сверхчеловека и желанием подчинить и «улучшить» мир. В фильме его имя звучит в цитате сонета Перси Шелли. А это знаете ли, муж Мэри Шелли… да-да, той самой, что придумала чудовище Франкенштейна! И мне кажется, этот намек не случаен.

Черт побери, я даже поражен, что не увидел ни одной отсылки на Фридриха Ницше, который «родил» Сверхчеловека. А также громогласно заявил: «бог умер». Наверное, это был бы слишком толстый намек.

Как бы то ни было, фильм с новой глубиной раскрывает проблему взаимоотношений Творца и творения. Мало иметь техническую возможность творить. Творец должен соответствовать высокому званию Отца и Создателя. Кто творит из гордыни — порождает не менее гордых детей-богоборцев. Кто творит из ненависти — порождает чудовищ. Тварей.

Чем дальше рассуждаешь о подтексте, тем больше новых мыслей рождается в голове, но рассказать о них без спойлеров совершенно не получится. Равно как нельзя рассказать и о втором плане сюжета — который связывает все фильмы франшиза воедино. Поэтому позвольте сделать лишь краткое резюме по сюжету.

Первый план сценария — непосредственные действия и события — часто бесят и раздражают. Люди неимоверно тупые, реальное их предназначение — быть инкубатором для личинки Алиена. Ни на что они больше не годны. Второй план — впечатляет. Вспомните третьи «Звездные войны»! Мы все ждали, как же Аникен перейдет на Темную сторону силы — и это вышло мягко говоря неубедительно. А вот Ридли Скотт смог! Тайна Чужих — их появления и предназначения — оказалась и неожиданной и жуткой и убедительной одновременно.

Ну, а третий план — философский — оставляет тебя в глубоком нокдауне. Мысли плывут, чем дальше копаешься в отсылках, тем глубже открывается перед тобой пропасть смыслов.

С художественной точки зрения фильм почти безупречен. Кадр почти всегда наполнен красотой. И даже не столько за счет дизайна, сколько за счет компоновки кадра, работы оператора. Музыка формирует сильный эмоциональный окрас, причем, зачастую, на контрасте. В фильме есть два жутких момента, во время которых играет крайне приятная «светлая» музыка. И от этого мурашки начинают гонки под твоей кожей.

Постскриптум: Вот объясните мне, почему в фильмах про Чужих бороться с ними могут только женщины? Уже три их. И все, замечу, не очень красивые. А ни один мужчина — не может.

8 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ