Человеческая природа одинакова

Человеческая природа одинакова

«Фантастические твари» сплели в себе несколько тем, несколько линий, как личных для персонажей, так и вполне общезначимых. Интересно и то, что этот фильм смог показать их пересечение: как личное влияет на глобальное, причем речь идет не о пресловутой теме роли личности в истории, а роли людей в истории вообще. Каждого отдельного человека и того, что двигает поступками каждого, ведь мотивы двигаться в одну сторону могут быть у всех разными.

Совершенно очевидны проводимые параллели между историей мира магов и мира людей: в то время, когда в Германии приходил к власти Гитлер, одержимый идеей нации, в мире магов рвется к власти волшебник Грин-де-Вальд, говорящий о схожей идеей избранности. Он убедителен, и главное оружие у него даже не столько его слова, сколько то, насколько его слова откликаются в душах разных магов. Откликаются из-за того, что границы и запреты в какой-то момент становятся невыносимыми, и вот этот пример удушающей опеки мы можем видеть и на примере запертого в Англии Ньюта, и на примере мечтающей о счастье Квинни. Показанное время — опасное время, когда перемены назревают, они становятся вопросом выживания, но, пока те, кто должен их провести, не готовы на них, цепляются за тонущий в прошлом привычный и традиционный распорядок, находятся те, кто готов это знамя из рук вырвать, и, под предлогом изменений, в действительности изменить мир, но не факт, что в лучшую сторону.

В таком контексте и такой мрачной атмосфере интересен образ Грин-де-Вальда, абсолютно гармонично вписывающийся в представленный на экране мир. Мрачный, кажется, никогда не улыбающийся, бесстрастный, очень рассудочный волшебник. Ни капли не кажущийся безумным. Джонни Депп не делает его лично ни отталкивающим, ни привлекающим. Грин-де-Вальд — воплощение желаний многих магов, и быть привлекательным ему не обязательно. Важно лишь быть убедительным. Почему-то игра Деппа порождает уверенность, что все слова, которые произносит его герой, далеки от искренности и собственного убеждения. Скорее, волшебник нашел ту тему, благодаря которой он сможет привлечь сторонников, и, следовательно, прийти к власти. Власть — главная и единственная цель. В нем нет ничего человеческого: никаких переживаний. Ни любви, ни ненависти, ни даже жестокости. Жестокостью кажется его поразительная холодность, когда он творит какие-то отвратительные вещи. Но это не жестокость: никакого удовольствия или радости. Совсем ничего. Грин-де-Вальд Деппа очень пугает, потому что его невозможно разгадать. Потому что внутри у него пустота.

Однако стремление Грин-де-Вальда к власти — это фон для действия фильма. Даже название: «Преступления Грин-де-Вальда» — это, скорее, отсылка к будущему, подготовка к будущему, но еще не настоящее. Настоящее — несколько личных историй на фоне потенциальной большой трагедии. Почти детективная история из прошлого, становящаяся центральной, увлекает, приковывает внимание. Герои этой линии вызывают сочувствие, ведь у всех них сложная судьба, жизнь, балансирующая на грани выживания. Неисцелимая рана в душе, которая, увы, чуть ли не единственная становится их стержнем в жизни. Каждый имеет что-то, что их держит. Для кого-то это правда, которую надо найти, для кого-то — правда, которую нужно рассказать. Стремление к правде — вот она, основная эмоция, стремление найти себя или принять себя. Это путь к заполнению пустоты.

Вторая личная линия попроще, она всего лишь про стремление к обычному и понятному счастью. Про то, как устаревшие и отставшие от жизни законы могут сделать несчастным конкретного человека. Безобидного, да, и что из этого может получиться. Эту историю с основной объединяет одно — стремление к счастью. Каждый из героев обеих тем всего лишь хочет счастья, пусть для каждого из героев это что-то свое. Как-то так получается, что в обычной картине мира не находится места для всех этих людей, они будто выброшены на обочину. Ни один из героев не зло, но каждый волею судеб оказывается несчастливым. Всего лишь дайте этим людям немного тепла, немного надежды, но нет. Никому не положено. Грин-де-Вальд в этой ситуации, как хороший манипулятор, предлагает героям — прямо или опосредованно — то, чего они хотят. На примере этих двух историй видно: битва за души людей оказывается проиграна теми, кто не может им ничего предложить. И тогда люди идут к тем, кто может, совершенно не задумываясь о личности предлагающего. К этому толкает и отчаяние, и даже просто неудовлетворенность.

Интересно, что потерянные и отчаявшиеся персонажи определенно имеют нечто общее с главным героем Ньютом. Конечно, этот обаятельный молодой человек абсолютно не жесток, он не пребывает в отчаянии, скорее, его захватывает светлая грусть. Но он…тоже не понят и тоже одинок, и его зверушки — способ от одиночества сбежать и способ найти понимание хотя бы у них. В сущности, он тоже может пасть жертвой темной убедительности. Однако, в противовес Грин-де-Вальду, Ньют умеет чувствовать, и ведут его, в первую очередь, чувства. Это не только пресловутая любовь, но и сострадание, и стремление к справедливости, и даже чувство долга. Симбиоз всего хорошего, что может быть в человеке. Интересный все-таки создает Эдди Редмэйн образ: хотя Ньют может попадать в дурацкие ситуации, хотя он чудак, он вовсе не недотепа, и колдует он по-взрослому и успешно, он точно знает, что делает. Ему невольно очень симпатизируешь, и Ньют всегда остается главным героем, даже в этом фильме, где частенько роль его минимальна, и он уходит на второй план.

Вплетение в историю Дамблдора оказалось естественным и ненавязчивым. У Джуда Лоу получился очень спокойный персонаж. Он не действует, но подталкивает к действию других. Не хочется противопоставлять его Грин-де-Вальду, но сделать это можно: если у темного мага в душе пустота, то у Дамблдора — свет и тепло. Впрочем, Дамблдор едва ли не единственный, кто вслух говорит о переменах, не становясь при этом на темную сторону. Он как эксперт, не боящийся озвучить то, что и так очевидно.

Хотелось бы отметить финал картины: не мельтешащий, не пафосный, и связывающий в единый узел все поднятые темы и сюжетные линии. Параллель с миром людей становится очевидной, и, восхищаясь, как Грин-де-Вальд способен перевернуть все с ног на голову, думаешь, насколько истории могут быть похожи. В сущности, и люди, и маги оказываются одинаковыми, и человеческая природа — то, чем пользуются подобные мерзавцы во все времена.

Какой неглупый и, вместе с тем, не тяжелый фильм! Кажется, авторы смогли простым языком донести сложное. Нельзя игнорировать обычного человека. Нельзя жить прошлым. Нельзя быть слепыми к людям. Ценить надо каждого, и каждый — важен.

7 из 10

Источник