Час волка

Vargtimmen (1968)

копье брошено наугад, в темноту…

«В „Часе волка“ нет ни отстраненности, ни объективности. Там я просто-напросто поставил эксперимент, оказавшийся, судя по всему, жизнеспособным, но копье было брошено наугад, в темноту. И чуть-чуть пролетело мимо цели».

Так Бергман комментирует «Час волка» в своей книге «Картины», сам не замечая, что оставляет фильму лишь вариант «субъективности». Приходится начинать с цитаты, чтобы хоть как то смягчить фанатов режиссера.

На самом деле «час» получился слишком многозначный и напоминает скорее фейшн-показ комплексов, чем кинематографическую конструкцию. Если исключить из контекста фон Сюдова и Ульман, то картонный домик маэстро превратится в бортовой журнал клинической депрессии (в лубочной обложке).

Нужно отдать должное Бергману, сам он относился к «Часу волка» как к комедии, а то, что зрители разглядели в ней драму или ужасы, это уже последствия давления авторитета на массы.

«Меня до сих пор веселит сцена, где Барон совершенно свободно ходит по потолку… и я улыбаюсь, когда старая дама снимает с себя лицо, объясняя, что так она лучше слышит музыку. А потом кладет глаз в бокал», — пишет Ингмар в своем дневнике. Но видимо демоны Бергмана оказались столь могущественными, что частенько дописывали сценарии за режиссера.

Личные переживания режиссера являются важным ингредиентом этого фильма и он смотрится совсем по другому, если знать, что в момент съемок Лив Ульман была беременна от Бергмана, почти параллельно создавался «Стыд», а сам маэстро был утомлен работой в театре (22 пьесы за сезон!).

«Три дня и три ночи паники, духовного и физического запора… дисциплина из чего-то положительного превращается в чертовски вредное насилие над собой. Я сдался, написав две страницы и съев упаковку слабительного», такой записью отмечено рождение фильма в дневниках режиссера.

«Час волка» далеко не лучший фильм Бергмана, однако он представляется любопытным черновиком к шедевральному «Стыду» и эстетичному «Ритуалу». Несмотря на интригующий синопсис, не стоит с этого фильма начинать знакомство с Бергманом.

И не будем забывать, что лучший способ борьбы с депрессией — самоирония, ведь «белые клоуны многозначны: красивые, жестокие, опасные, балансирующие на грани между смертью и деструктивной сексуальностью».

Источник