Центурион

Centurion (2010)

Выжить в тылу врага

Поначалу этот фильм кажется очередным историческим боевиком, который снова пользуется историями про Римскую империю и захватнические военные походы, да ещё и пытается быть похожим на «Гладиатора» Ридли Скотта и «Короля Артура» Антуана Фукуа. Но тут нет грандиозного размаха и болезненной драмы «Гладиатора», как и излишнего пафоса «Короля Артура». А стоит какое-то время подождать, и «Центурион» оказывается очень красивым, увлекательным, честным, и самое замечательное, не пустым по смыслу.

Тут есть боевые сцены, кровь, убийства, масштабность, есть зрелище, но всё это не особо привлекает. Снято довольно хорошо, натурально и жестоко, но та часть фильма, где много действующих лиц и где картина пытается развернуться на полную катушку, кажется вторичной, вымученной. И даже немного смешной. Солдат решил отлить и получил копьё прямо в хозяйство, другой закричал с широко открытым ртом и получил острое орудие прямо в рот. И несмотря на щедрое кровопролитие и красивые съёмки, ясно, что режиссёр Нил Маршалл не чувствует себя в своей тарелке на таких делах. Он снял сражения старательно, но это не его сильная сторона. Сильная сторона фильма там, где завязка кончилась, и пошло основное действие в лесах и в горах на вражеской территории. Тут и начинается самое интересное. Здесь, после сражения римского легиона с пиктами.

Детали сюжета раскрывать нельзя, надо сказать о другом. Лесное настроение, красивая природа, пейзажи, суровый мир — вот эти красоты завораживают и крепко держат внимание. Актёры показывают класс. Например, Майкл Фассбендер играет того самого центуриона, и за фильм он проходит тяжкий путь, который меняет его жизнь. Если в начале он готов с гордостью крикнуть, что он солдат Рима, то в конце он бы так не сделал. На то есть весомые причины. Очень интересна Ольга Куриленко. Следопыт из числа пиктов. По сюжету у неё нет языка, и за весь фильм она ничего не говорит. Она всё изображает только поведением и эмоциями, которые отражаются на лице. Несмотря на отсутствие речи, это один из наиболее ярких персонажей всего действия.

Но даже красивые пейзажи и очаровательная северная атмосфера вкупе с мощным актёрским исполнением — не главное достоинство фильма. Тут речь о выживании горстки римских воинов на вражеской территории. Они в меньшинстве, без еды, уставшие, измождённые, на пределе своих возможностей, преследуемые следопытом, который никогда не теряет след. Вот где суть, вот где картина играет с человеческими жизнями. Вот где сценарист и режиссёр Нил Маршалл показал то, ради чего и затеян весь фильм — ради смысла, ради мысли.

Римляне пришли на чужую землю как захватчики, порой безжалостные и хуже варваров. Война затеяна сверху, но власти не гибнут на поле боя, они посылают туда солдат, которые просто выполняют приказ. Они не железные патриоты, а обычные люди, которых жизнь разными путями закинула в этот ад. Кого-то в детстве подобрали на улице и отправили в армию, чтобы воевал за императора без вопросов. У кого-то отец был гладиатором и т. д. Проникаешься сочувствием к этим людям. Пикты тут на своей родной земле, и назвать их злодеями невозможно. Тем более, что у некоторых есть личные мотивы ненавидеть и уничтожать римлян. Фильм почти стирает грань между положительными и отрицательными героями. Тут есть лишь жертвы игры, которая началась вдалеке, во дворце, в роскоши. Есть лишь война, как омерзительное зло, которое перемешивает всё на свете, и гробит человеческие жизни.

Сценарий динамичный, скучать почти не позволяет, львиную долю времени держит в напряжении, а романтика путешествия и волнение за главных героев вынуждает не просто плюнуть на некоторые логические проблемы и наивные повороты, а радоваться, что всё закончилось именно так, а не иначе. Логика и монтаж — вот два слабых места фильма, но это незначительные проблемы, потому что есть шикарные съёмки, захватывающий сюжет, хорошие актёры и неслабая драма. Крепко и вкусно.

7 из 10

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ