Быстрее, чем кролики

(2013)

Знак качества

Фильм Дмитрия Дьяченко по спектаклю Квартета И — одна эта фраза говорит сама за себя и не нуждается в дополнительных комментариях! Разумеется, для тех, кто относит себя к числу поклонников сего творческого коллектива, коим являюсь и я. И вот что сам лично от себя скажу: тем, кто к Квартету И равнодушен (а уж особенно тем, кто с ними вообще не знаком) «Быстрее, чем кролики» смотреть не стоит. Крайне мала вероятность, что фильм в этом случае будет по-настоящему объективно оценён, а ведь на самом деле он просто великолепен.

В первую очередь, конечно же, знак качества — Квартет И, хотя здесь только Лёша и Слава остались в образах самих себя. Камиль, в принципе, тоже выступал в привычном ему амплуа. Саша блестяще сыграл транса — в меру комичного, в меру инфернального, но что немаловажно — ни на самую малость не мерзопакостного. Золотовицкий, Кузнецова, Данцигер — все на своих местах. Одно удовольствие смотреть кино, когда про каждого актёра можно с уверенностью сказать: это его роль!

На мой взгляд, это лучшее творение Квартета И, сравнимое, пожалуй, только с «О чём говорят мужчины». Там разговоры о жизни, здесь — о смерти. Но в «Мужчинах» всё на поверхности, тогда как авторский посыл «Кроликов» значительно глубже!

Тут и прописные человеческие истины: о деньгах (с собой не заберёшь), о супружеской верности и всепрощении (сцена страшного суда). Тут и множество аллюзий: аудитор — он же прокурор, он же консультант — заставляет вспомнить булгаковского Воланда. Неслучаен и образ Кролика, воплощающий в себе все вышеперечисленные амплуа. Кролик не только символизирует название фильма, отражающее основной его смысл. Лично мне пришла на ум ассоциация с инфернальным кроликом, который стал проводником для Алисы в Страну чудес. Есть мнение, что Страна чудес в творчестве Кэррола — это ад. (Зазеркалье, в свою очередь, рай.)

Отдельного внимания заслуживает музыкальная составляющая. Мелодии группы «Агата Кристи» для такого фильма, пожалуй, лучший режиссёрский ход, какой только можно представить себе. Именно за счёт музыки создаётся неповторимая атмосфера сей очень необычной картины, и ведь они здесь тоже не просто фоновый звуковой ряд. Музыкальное сопровождение помогает лучше прочувствовать авторский посыл — с оглядкой на творчество гр. «Агата Кристи», да и на само их звучание. Одним словом, композиция фильма без преувеличения идеальна.

Слабые стороны… их так сразу и не назовёшь. Возможно, такой приём, как переход с каждым новым персонажем в новую комнату (на «новый уровень») был не очень ясно обыгран, а потому видится слегка неоправданным. Для визуальной динамики разве. Ещё лично мне не совсем ясен образ Фикуса: если он задумывался исключительно как комичный, тогда ему уделено чересчур много внимания. Но помнится, Квартет И сами признавали, что декорации в «Кроликах» находят слегка неудачными. Хотя сцена с памятником в форме сердца прекрасна — ненавязчивый межстрочный намёк в лучших традициях Станиславского. Как и последнее явление — застолье в комнате с рекой (река Лета, разделяющая два мира — ещё одна аллюзия). И мультяшные вставки под аранжировку песни «Целовались и плакали» тоже вполне уместны, они сделали свой вклад в общую атмосферу картины.

Спектакля «Быстрее, чем кролики» я, к сожалению, не видел. Но я знаю, что финал кино отличается от театральной постановки. Так вот, в данном случае, кульминация напряжения пришлась как раз на финал. Не каждый фильм может похвастаться таким явлением, когда на экране уже мелькают последние титры (разумеется, под динамичную атмосферную музыку Агаты Кристи), а зритель сидит в полном шоке с отвисшей челюстью. Я говорю, в частности, и о себе. И хотя в начале отзыва мною и было допущено, что на кого-то «Быстрее, чем кролики» может вообще не произвести впечатления, в моём лице этот фильм нашёл своего адресата — своего, так сказать, целевого зрителя.

10 из 10

Источник.