Бумкеш и японская оккупация

Бумкеш и японская оккупация

Индийские критики много и забавно недоумевали относительно восклицательного знака в названии. Его наличие должно означать призыв к действию, что легковерный индийский зритель воспринял как признак динамичного экшна и потенциального блокбастера соответственно. Но не учёл, что сюжетная основа уходит своими корнями в сложную и развитую кино-литературно-вселенную Западной Бенаглии, возникшую ещё в начале 30-х гг. прошлого столетия. Она включает в себя более 30 книг о бенгальском детективе Бумкеше Бакши писателя Сарадинду Бандопадхайя (другой вариант чтения/произношения этой фамилии — Банерджи — такая вот бенгальская лингвистическая загадка). Несколько десятков экранизаций разных лет и бесчисленное количество телевизионных адаптаций. К ней обращались и режиссёры высокого киноискусства: Сатьяджит Рей и Ритупарно Гхош.

Истории о Бумкеше, не имеют фантастического налёта и не могли происходить в будущем. В фильме Дибакара речь идёт о середине Второй мировой войны — 1943 годе. Причём Бумкеш только начинает свою карьеру в скором времени после окончания колледжа. Аджит — будущий лучший друг детектива и его «доктор Ватсон» становится первым клиентом Бумкеша. Это самое начало их взаимоотношений. Поэтому это не экранизация и даже не адаптация, а именно фильм по мотивам. Из литературы взяты только имена и некоторые детали повествования.

Во время съёмок фильма была проведена реконструкция двух устаревших деревянных трамвайных вагонов N 563 и N 567. В настоящее время они переименованы в «вагоны Бумкеша Бакши» и выставлены на всеобщее обозрение в трамвайном музее на колёсах под названием Сароника. Как и Сатьяджит Рей в своё время Дибакар использовал трамваи для показа завораживающей своей оригинальной красотой и пестротой многолюдной толпы Калькутты. Крупные планы, вращающаяся камера, впечатляющие ракурсы. Большое внимание уделено различным текстурам. А использование теней и размытых тьмою силуэтов заставляет вспомнить фильмы Гуру Датта. Но в «Детективе» палитра с потрясающим количеством полихромных оттенков.

Небольшой самостоятельный экскурс в историю позволил установить, что исторические события, затрагиваемые в фильме отнюдь не плод фантазии. Япония, захватив Бирму и Голландскую Ост-Индию, действительно строила планы по оккупации Британской Индии. И одно из главных мест в этих стратегических планах было отведено политическим силам индийских националистов, способных рассуждать по принципу: Враг моего врага — друг мне. У-Го — так называлась японская операция по вторжению в Индию, спланированная ещё в 1942 году. А в 1943 Япония начала массированные бомбардировки портов и других стратегически важных объектов Бенгалии. В марте 1944 началось наступление на индийский город Импхал. Но уже в конце мая остатки японской дивизии под командованием генерал-лейтенанта Сато отступили назад в Бирму. А сам генерал тотчас же ушёл в отставку с формулировкой «по болезни». Общие потери японцев при попытке завоевания Индии составили 55 тысяч человек. Совместные британо-индийские потери — около 17 тысяч. А уже в августе 1944 года британо-индийская армия перешла в успешное наступление, перейдя границу Бирмы.

Стиль нуара, в котором снят «Дектетив Бумкеш Бакши!» требует определённой таинственности, под час на грани мистичности и непредсказуемых поворотов в развитии событий. Повествование нарастает медленно, динамика экшна приносится в жертву поглощающей атмосфере. Особого шика к ней добавляет удивительный саундтрек, включающий в себя то что-то похожее на стилизованный джаз, то на хип-хоп и поп-рэп. А ближе к концу действия музыка вовсе перерастает в устрашающее гроул-рычание и рёв в стиле близком к грайндкор. Персонажи то появляются, то внезапно пропадают. Их очень много. И каждого нужно запомнить, у каждого своя роль и место в истории, отнюдь немаловажное. Сложная сюжетная канва тягуча, но невероятно насыщенна. Конечно, фильм развлекательный на все 100%, но это скорее удовольствие для эстетского вкуса и любителей остроумных интеллектуальных головоломок.

Источник