Борец за справедливость и гуманность

Борец за справедливость и гуманность

«Призрак в доспехах» сам по себе, наверное, не_плохой фильм. В нем есть красивая футуристичная картинка с переливающимся всеми возможными цветами неоновым городом в качестве задника, хорошим дизайном персонажей (роботы-гейши услада для глаз еще с самых первых трейлеров), есть достойная операторская работа, приемлемый отыгрыш актерского состава и, ну, какая-никакая, но вроде как философия. Причем все эти элементы не распадаются, а работают друг на друга и превращаются во вполне смотрибельное кино. По крайней мере, во время просмотра ваш мозг не отторгает его как нечто чужеродное. Единственное, что кому-то может показаться скучноватым.

Другое дело, что фильм имеет как и свой источник для экранизации в виде манги, так и своих предшественников во главе с культовым вариантом 1995 года от Мамору Осии. И совершенно логично и естественно, что американскому новичку всегда будет сопутствовать сравнение с его японским собратом, особенно, если учесть то, как активно Сандерс на него ссылается (опять таки, если вообще можно назвать простой отсылкой почти прямое заимствование нескольких очень и очень значимых сцен).

Надо ли говорить, что в таких условиях киноверсия значительно проигрывает нарисованным человечкам? Причем проигрывает в ключевом, в самом важном аспекте — в самой идее произведения, в его философии.

Понятно, что глупо было бы ждать покадрово-построчного переноса аниме в фильм, просто потому что, во-первых, это не имеет абсолютно никакого смысла (недаром же Кукловод говорил (нет, это не спойлер к фильму), что в самокопировании нет эволюции, а следственно нет и жизни), во-вторых, еще до выхода фильма было сообщено, что сюжетно он опирается скорее на мангу, но явно с авторским видением режиссера. Что только похвально, ибо переосмысление и все такое.

Но разве можно назвать полноценным переосмыслением все те сцены, что фактически просто сдернуты с аниме и вставлены в новый сюжет с некоторыми изменениями, просто чтобы подогнать их смысловую составляющую под свой сценарий? К тому же вышло так, что из-за этих небольших изменений, сами сцены теряют не только драматический накал, но и львиную долю смысловой нагрузки, и попросту не работают так сильно, как делают это в оригинале (эпизод с мусорщиком самый яркий тому пример).

Сандерс заявил, что намеренно делал отсылки к творению Осии, при которых любители анимационной полнометражки будут понимающе хмыкать, однако при таком исполнении данных «оммажей» более логичной представляется реакция с закатыванием глазных яблок едва ли не на сто восемьдесят градусов.

Изменение истории главной героини тоже сложно назвать улучшением, поскольку они по сути полностью уничтожили майора Кусананги как личность, оставив лишь прическу и дарованные кибертелом возможности (а, ну и еще любовь к дайвингу). Обновленная же версия, не смотря на значительно обогатившуюся человеческую биографию, явно проигрывает своей предшественнице, как по глубине самоосмысления, так и по остроте поднимаемых ею вопросов — конечный результат, в который выливается развитие ГГ как персонажа после возвращения воспоминаний о прошлой себе и принятия себя нынешней, не вызывает ничего, кроме недоумения, в стиле… откуда?

Ну в смысле, понятно откуда хотели, но вдохновляющего в этом мало. То ли голливудские боссы в своем переживании о как можно большей кассе фильма намеренно принижают рефлексивные способности своих зрителей, заведомо считая их неспособными насладиться и проникнуться чем-нибудь более неоднозначным и многогранным, чем четко и прямо озвученным самой главной героиней ответом на вопрос «что я за тварь такая и какое право имею», то ли у самого режиссера и сценаристов незаметно от них самих сверху набегает многолетний культурный контекст в виде американских комиксов, но в итоге, на выходе мы получаем концовку именно в типичном супергеройском стиле.

Честное слово, после финальной реплики героини, мне представилось, что вот сейчас на фоне точно заиграет мегаторжественная музыка, за спиной у замершей в крутой позе Йоханссон разовьется длинный плащ и потом, после этого в высшей степени крутецкого заключительного кадра, на экран выскочит заставка с каким-нибудь «КИБЕРВУМЭН: борец за справедливость». Серьезно? Переосмысление культового произведения киберпанка как подобие супергеройского комикса? Вот ради этого?

Именно тут мне, ни разу не хардкорному фанату франшизы, но человеку, уважающему японский взгляд на данную проблему, стало по-настоящему грустно, хотя в течение фильма было скорее нейтрально-позитивно, поэтому — 

6,5 из 10,

за то, что фильм визуально приятен, сама тема интересна и все еще актуальна, к тому же есть возможность, что люди, ранее незнакомые с «ПвД», после просмотра фильма захотят ознакомиться и с японским вариантом.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ