Бойня на острове Утойя

Бойня на острове Утойя

Сервис Netflix продолжает приятно удивлять зрителя не только обилием хороших фильмов, выпускаемых под маркой бренда, но и тем, насколько широким является взгляд компании при выборе будущих проектов. Фильмы выходят самого разного жанра и на самые разные тематики, а их создатели — люди с мировым именем.

Во время просмотра «22 июля» был приятно удивлен, что это кино снято Полом Гринграссом, снявшем «Капитана Филлипса», серию фильмов о Джейсоне Борне, а также боевик «Не брать живым». Новый проект Гринграсса — это основанный на реальных событиях фильм, рассказывающий о чудовищном теракте в Норвегии в 2011 году, когда Андерс Брейвик — человек с фашистскими взглядами, устроил взрыв в центре Осло, а затем и бойню на острове Утойя. Тогда от рук этого психопата (даже несмотря на то что его признали вменяемым, назвать его нормальным язык не повернется) погибли 77 человек!

Фильм снят при участии европейских и скандинавских актеров в частности, а главную роль — того самого Брейвика сыграл Андерс Даниельсен Лье, которого зритель уже мог видеть в 2018 году в фильме «Париж. Город зомби». «22 июля» идет более двух часов и описывает события с 21 числа, т. е. накануне терактов, когда Брейвик уже был готов свершить задуманное, реконструирует устроенный им взрыв и массовый расстрел на острове, а также рассказывает о судебном процессе, вызвавшем в Норвегии широкий общественный резонанс.

Снятый в холодных и неприветливых тонах он с одной стороны отражает суровую природу Норвегии, а с другой словно подчеркивает жестокую тематику кинокартины и леденящую жестокость террориста. Это в особенности отражается в сцене, где Брейвик высаживается на острове Утойя и начинает методичный отстрел подростков. Складывается такое ощущение, будто для него это лишь миссия в очередном компьютерном шутере и он является героем какой-нибудь из частей Call of Duty к примеру.

Стоит отметить, что фильм не только рассказывает о суде и террористе, а также о его жертвах, но еще и предлагает зрителю посмотреть на других участников процесса, в частности адвоката Брейвика и его семью. Гьер Липпестад, защищавший убийцу в ходе судебного процесса столкнулся с невероятным давлением со стороны окружающих, которые осуждали адвоката за то, что он взялся за это дело. Но такова адвокатская судьба и суть профессии — они ведут дела, о которые прочие люди не будут «марать» руки. И даже сложно представить, что переживал он, слыша угрозы в адрес себя лично и своей семьи, когда снимал трубку с телефона. А ведь проблемы возникали и у его детей, вынужденных переходить в другую школу из-за того, что их отец представляет интересы Андерса Брейвика.

Здесь также много времени уделено Вильяру Хансену — одному из чудом выживших на острове. Парню досталось изрядно, а одна из пуль попала в голову и некоторые ее осколки там так и остались. Хансен выступил со своими показаниями в суде, перед этим пройдя серьезный курс реабилитации. В фильме показано, как во время его речи Брейвик словно начинает осознавать, что он натворил. Возможно, это лишь художественный прием Пола Гринграсса, ведь сам террорист до 2017 года вообще не раскаивался в содеянном и только в прошлом году в газету «утекла» информация о том, что он «хотел бы вернуть все назад и не совершать того, что совершил». Фильм не рассказывает (как это принято у реальных историй) при помощи финальных титров о дальнейшей судьбе участников тех событий, но если вы почитаете о дальнейшей судьбе Брейвика, наверное будете удивлены тем, как он живет в тюрьме. Точнее в каких условиях. 24 квадратных ветра камера, состоящая из трех комнат (!), игровые приставки, компьютер, учеба в университете в режиме онлайн и дальнейшее продвижение своих фанатичных идей. Как и говорит персонаж Андерса Даниельсена Лье — его дело будет продолжено. От этого, если честно, становится не по себе…

Новый фильм Пола Гринграсса получился хорошим в плане освещения тех ужасающих событий и подчеркивает щепетильное отношение режиссера к нюансам и детализации описываемого им сюжета. «22 июля» достаточно жестокое кино (здесь нет рек крови и мяса) в плане того, как может один человек, ненавидящий общество, относиться к тем, с кем живет бок о бок. В связи с этим, следует задуматься — стоит ли его смотреть вместе с детьми.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

8 из 10

Источник