Бертон возвращается

В 2010 году Тим Бертон продал душу. К счастью, не дьяволу, а всего лишь Диснею. Но и этой сделки хватило, чтобы выбить из колеи одного из самых неординарных и творчески одаренных режиссеров в современном Голливуде. И, что уж скрывать, моего самого любимого режиссера.

Появившаяся на свет «Алиса в Стране чудес» была стерильна и пуста, а последовавшие за ней «Мрачные тени» и «Франкенвини» казались вымученными произведениями старого и уставшего человека. И это несмотря на то, что две ленты 2012 года вынашивались Бертоном всю его творческую жизнь.

Еще несколько лет понадобились режиссеру, чтобы выйти из кризиса. Эти годы вместили в себя расставание с верной подругой и музой Хеленой Бонем Картер и поиски нового проекта. Вышедшие в 2014 году «Большие глаза», постановку которых Бертон забрал у своих соавторов (Скотт Александер и Ларри Карацевски — сценаристы «Эда Вуда», переписавшие также «Марс атакует!», планировали сами поставить ленту о художнице Маргарет Кин) были небезнадежны, но до лучших работ мастера им было очень далеко.

И вот Бертон нашел себе проект по душе! Признаться, у меня, как и любого киномана, в руки к которому попадал роман Рэнсома Риггса, при прочтении не было сомнений — лучшего материала для создателя «Сонной лощины» и «Эдварда руки-ножницы» и придумать сложно.

История дома для экстраординарных детей (эдакие маленькие люди Х), под руководством женщины-птицы мисс Перегрин спасающихся от полчищ кровожадных чудовищ, была создана для того, чтобы ее экранизировал именно Тим Бертон.

Получилась ли экранизация книга удачной? Однозначно ответить на этот вопрос сложно.

С одной стороны, из книги (написанной весьма средне и вряд ли претендующей на то, чтобы стать классикой) режиссер выжал максимум. Первая половина фильма — весьма подробная и аккуратная иллюстрация того, что происходило на страницах романа. Единственные перемены здесь — внешний вид монстров (в книге пустоты выглядят совсем иначе и не имеют ничего общего с обликом человека) и рокировка двух женских персонажей. Эти перемены, пожалуй, пошли фильму на пользу. Но уже во второй части Бертон меняет очень и очень многое. И тут все зависит от Вашего отношения к одному вопросу — допустимо ли при экранизации вольное обращение с первоисточником? Или режиссер должен в первую очередь уважать фанатов книги и не перевирать и не преувеличивать события романа?

Полагаю, что дословно переводить слова со страниц на язык кино все же не стоит. У кино совсем другие законы, и чересчур жесткая привязанность к изначальному сюжету приведет к тому, что смотреть фильм будет скучно всем — и обычному зрителю, и фанату книги.

Бертон, вероятно, думает примерно так же. Плюс продюсеры, не уверенные на 100 % в коммерческом успехе своего предприятия, видимо, ставили задачу завершить фильм так, чтобы в случае неудачи можно было поставить точку (в конце первой книги в сюжете жирное многоточие) и не экранизировать 2-ю и 3-ю части трилогии Риггса о странных детях.

Со своими задачами Бертон справился — в финале главные герои преодолели все трудности и открыты для любым приключений, которые могут ждать их впереди. Есть в фильме и радостные моменты для фанатов самого Тима Бертона. Так, финальная экшен-сцена вдруг заполняется ожившими скелетами, прибывшими, кажется, из другого творения режиссера — снятого им же клипа группы The Killers на песню «Bones». В сцене же с экскурсией Джейкоба и Эммы по затонувшему кораблю и вовсе ощущается глоток того волшебства, за которое мы так любим картины Бертона.

Можно ли сказать, что с «Домом странных детей мисс Перегрин» Тим Бертон окончательно вернулся? Я бы сказал, что, как и герой одного из его ранних фильмов, Бертон возвращается. И это не может не радовать. Лично я в предвкушении его следующего фильма. Надеюсь, что и Вы тоже.

7 из 10

Источник