Берегитесь, на дороге мистер Бин

Берегитесь, на дороге мистер Бин

На фоне сплошных зелёных рецензий к этому сериалу рискую показаться занудой, но действительно зацепивших меня комических моментов я насчитала не так уж много. Безусловно, они есть — например, эпизоды в церкви, на экзамене, в поезде с хохочущим мужчиной или в магазине рождественских товаров, где мистер Бин разыгрывает импровизацию с вертепом. Попадаются смешные вкрапления и детали. Часто удачны концовки, обрывающиеся стоп-кадром. В этих моментах феноменальная игра Роуэна Аткинсона действительно впечатляет, его мимика бесподобна. Отдаю этому должное.

Хорошо оттеняют беспокойного главного героя второстепенные флегматичные персонажи, удивлённо и недоумённо взирающие на выходки мистера Бина, а потом безропотно исправляющие его огрехи. Мирная Англия живёт своей нормальной жизнью, день сменяется ночью, люди ужинают в ресторанах и стирают вещи в прачечных, и только мистер Бин, как маленький бешеный метеорит, врывается на чужие орбиты, неся с собой разброд и лёгкий хаос. Его собственная жизнь вывернута слегка наизнанку, он мыслит иначе, чем прочие. Неудачливость сочетается в нём с почти гротескной изобретательностью, и это частенько приводит к полному краху, но мистера Бина ничто не может смутить. В то же время мне было жаль некоторых людей, попадающихся на его пути.

Что мне категорически не нравится в мистере Бине — его замкнутость на самом себе и гипертрофированное самодовольство, сочетающееся с комплексами. Комизм очень многих сцен строится на желании мистера Бина соперничать с окружающими или причинять им неприятности для достижения каких-то целей. Он, не задумываясь, может отнять игрушку у ребёнка или выставить дураком пациента клиники, за которым стоит в очереди. Он может смеяться над женщиной в гипсе или преспокойно убить рыбку, чтобы сделать из неё начинку для сэндвича. У мистера Бина отсутствует способность к сопереживанию, и в очень редких случаях он совершает действительно добрый поступок. Например, заботится о ребёнке, коляска которого зацепилась за машину, или отнимает у воришки благотворительные пожертвования. Я не испытывала умиления, глядя, как мистер Бин укладывает спать своего мишку, но в тех случаях, когда он демонстрировал действительно человеческие, объяснимые эмоции, я проникалась к этому персонажу чуть более тёплым чувством.

Не очень мне симпатичен также комизм, строящийся на разрушении или поломках. Мне кажется, ничего особенно весёлого в этом нет, но, может быть, как раз катастрофичность и привлекает самих англичан в мистере Бине? Возможно, он олицетворяет сумасбродства и странности, которые и рады были бы выпустить на свободу жители Альбиона, скованные традициями и жёстко регламентированными порядками. Броситься из одной крайности в другую. Мистер Бин — это, конечно, художественно обыгранная крайность. Ужасное вредное дитя, вот кто он такой. Но подобного ему нет, он стал практически символом. Забавный мистер Бин? Пожалуй, нет. Невозможный мистер Бин? Пожалуй, да.

Источник