Белый тигр

(2012)

Фашизм против шаманов

Всем добрый день!

Снова перед нами фильм про войну. Просмотрен значительно позже его выхода на экран, когда страсти уже видимо улеглись. Однако не смог пройти мимо, чтоб не подбросить пару поленьев в топку обсуждений.

Давно замечено, что чем дальше по времени события, тем богаче фантазия деятелей искусства при их трактовке. Это не удивительно, ведь практически не осталось живых свидетелей или непосредственных участников. Некому поправить. Когда я был ребёнком, то не раз слышал от ветеранов, вполне зрелых на тот момент людей, что художественные фильмы про войну мало похожи на реальные события. И это говорилось про советские фильмы, которые сейчас не редко воспринимаются, как образец реалистичности. Интересно, что эти люди сказали бы про теперешние картины?

Тем не менее, по словам Карена Шахназарова, каждый режиссёр его поколения должен снять свой фильм про войну. Вот и снял. Говорить о реалистичности или историчности «Белого Тигра» не приходится. В нём столько ляпов, что их сложно перечислить, да и смысла в этом нет, так как основная канва фильма мистическая. Замечу только, что большинство не стыковок картины очень здорово ухудшают её восприятие, хотя часто служат лишь художественным приёмом. Лишь кратко коснусь отдельных моментов.

Один из главных героев, Майор Федотов, ведёт малопонятную военную жизнь. Кто он? То ли особист со значками танкиста и немецким автоматом. То ли командир танкового подразделения, почему то перемещающийся пешком по лесам или на внедорожнике, но только не на танке. Наши танковые подразделения существуют на экране исключительно в качестве мишеней, поэтому идут в атаку плотными шеренгами, чтоб по ним было труднее промахнуться. Для чего это желание показать армию СССР в таком убогом виде? Нас убивали-убивали, а мы раз — и в Берлине. Патриотично, ничего не скажешь.

Идея фильма символична, мало от кого ускользнуло, что танк Белый Тигр воплощает германский, точнее фашистский, дух, а танкист Найдёнов, восставший из мёртвых — советский народ, который призван бороться с этим мировым злом долго и упорно. Капитуляция Германии принята, но немецкие командиры не выглядят побеждёнными. Война солдата Найдёнова не окончена, пока Белый Тигр не будет уничтожен. Тигр вернётся, через год, через десять, двадцать, пятьдесят лет. А наш солдат будет его ждать. Вроде смысл понятен. Более того, смысл серьёзен и правилен. Сейчас мы видим, марширующих ветеранов войск СС в Прибалтике и молодых бандеровцев со свастикой в Украине. Тема актуальна. Но как она реализована? По фильму фашизм сломило не напряжение всей страны, не людские и технические ресурсы, а шаманы с бубнами и танковый бог.

Фашизм — это, прежде всего, идеология, значит противостоять ему должна другая идеология. Какая? В СССР это были идеи коммунизма. С этими идеями мы тогда одержали победу. Сейчас их дружно пытаются приравнять к фашизму. Приехали. А что взамен? Идеи западных демократий? В чём они заключаются? Во Вторую Мировую Войну европейские демократии дружно легли под фашистов. И в прямом и в переносном смысле слова. Как авторы фильма предлагают бороться с возрождающимся фашизмом? Достать шаманские атрибуты и помолиться танковому богу?

Финал фильма — монолог Адольфа Гитлера, который почти цитировал свою книжку «Май Кампф», сокрушаясь при этом, что его недопоняли в Европе. Он же хотел как лучше — только уничтожить «зловредных» евреев, да остановить этого монстра с Востока, т. е. нас с вами. Мы же больше всех мешаем развитию человечества. Зря наши дедушки освобождали Праги, Вены и Варшавы? Теперь они объявлены оккупантами, сносятся поставленные в их честь памятники. Что в фильме противопоставлено этому? Ничего! Никакой другой оценки, кроме отрицательной, поставить не могу.

2 из 10

Источник.