Атлантически

Когда начинаешь смотреть подобные фильмы, когда перед глазами проходит одна-две первых сцены, в которых превалирует бренный мрачный город, опустошённый главный герой, любование пейзажами и классические мелодии, сложно ожидать что-то яркое и контрастирующее с тяжёлой социальной драмой. Представляешь, что, либо все трагедии словно по очереди будут выстраиваться за спиной героя, либо общество растопчет его, и он упадёт ещё ниже, чем поставлен изначально.

На удивление, «Манчестер» не только обходит эту проблему стороной, но и вырывается вперёд — социальная драма здесь лишена трагических декламаций и прозаической несправедливости, механизм выработки человеческих слёз и вовсе не работает — каждое горькое переживание происходит так, как будто бы оно уже было запланировано, каждое несчастье здесь ожидаемо. Более того — Кеннет Лонерган не ставит перед собой цели делать из драмы трагедию, нагружая и без того подогнувшиеся колени героев, чтобы поразить своего зрителя.

Хотя поначалу здесь всё разыграно нотами адажио — главный герой — Ли, одинокий бостонский чернорабочий, возвращается в свой родной город, который и даёт название ленте — «Манчестер у моря», по причине смерти своего брата и занимается организацией похорон. В то же время он присматривает за своим племянником, который, согласно завещанию, переходит к нему на попечение. Оставаться в «Манчестере» Ли не собирается — воспоминания из прошлой жизни давят на него, он старается избежать их, однако просьбу брата всё же намерен исполнить.

Именно в этом и заключается выход конфликта личности с самим собой. Непонимания своих поступков, произошедших и грядущих. Герой выполняет всё, что было ему предписано, однако находит для этого многочисленные обходные пути, которые, как будто также заранее, были проложены перед ним. Уровень эскапизма здесь беспредельно высок — бегство от своего прошлого так стремительно и обрывочно, что не успеваешь ощутить ни сопереживание, ни отвращение к жирной чёрной прерывистой полосе. Личные чувства, как герой в своих фразах, в ленте останавливаются на полпути, оставляя за собой только ощущение заявленного моря, присутствующего, но невидимого.

Те же функции выполняют и флэшбеки — Лонерган в своём сценарии, а стоит напомнить, что этот представитель творческой ветви известен более по части рукописей, пытается создать историю из разбросанных повсюду обрывков, постепенно раскрывающих героя, раскрывающих город и его традиции, раскрывающих малую Америку, где каждый шаг подобен воспоминаниям о прошлом, где «маленькие и охладевшие» белые люди способны только работать и переживать. Именно это прошлое и составляет все перипетии душевного непостоянства главного героя — каждая улица и каждое знакомое лицо скрывает за собой разрушение, усиленное пафосной классической музыкой, кажется, также подобранной случайно, выпавшей из общей череды или выданной первой строкой поисковика.

При этом здоровая циничность, отношения со своим племянником, роль которого исполнил Лукас Хеджес, также номинированный, потерянность от непонимания происходящего обоих персонажей — всё это наполняет ленту едва заметной иронией, и растерянные глаза Кейса Аффлека, обладателя статуэтки в гонке семнадцатого года, который испробовал в фильме все формы мышления, грусти и потерянности своего героя, служат лучшим доказательством этому.

И вроде бы руки не позволяют назвать эту киноленту безоговорочной хорошей, перечисляя весь каталог восторженных эпитетов, но она вдоволь приятная. Она мягкая. Она лёгкая в своей пустоте. На самом деле, никакие смерти и никакие встречи с прошлым не могли изменить движение уклада жизни, в котором можно просто сбежать, и игриво, по-детски, прикрыть уши и сказать своей судьбе «теперь я тебя не слышу».

«Манчестер у моря» в первую очередь повествование. И оно далеко не покровительствует тому, что принято называть реальностью, здесь фокус отдан на размещение отнюдь не «маленькому человеку», а событиям не передано в использование управление атмосферой.

Такое ощущение, что каждому жителю одноэтажной Америки выдан свой городок, в котором «принять таким, каким есть» является непосягательным уставом.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ