Армия Трясогузки снова в бою

(1968)

Во пацаны дают!

Итак, через четыре года после успешной премьеры «Армии Трясогузки» тот же режиссёр, те же сценаристы, но уже с другим композитором- самим Вениамином Баснером, на той же Рижской киностудии, в той же самой чёрно-белой манере и стилистике 30-х- 40-х годов с её поразительной драматизацией образов и высокой эмоциональностью конкретизированного видеоряда (эк я завернул заумно, почти как Разлогов!), выпустили на экраны Страны Советов, как сейчас модно говорят, сиквел (а по-русски просто продолжение!) той картины под названием «Армия Трясогузки снова в бою». Конечно, главные герои прошлой ленты, эдакие «красные дьяволята» повзрослели (как и исполнители их ролей) и возмужали. Всё правильно, так и должно было быть! Поскольку, во-первых, изменились место и время действия (тс-с-с, нового секретного задания Красной Армии!!!). Хоть в фильме они «официально» не названы, но, по всем приметам это так называемая «буферная» Дальневосточная республика (ДВР) «образца» 1922-го года. Во-вторых… Ой, мне тут резко вспомнилась знаменитая фраза Бабушки Удава из одноимённого знаменитого советского мультика: «Раньше вы играли без присмотра, а теперь- под присмотром!» Вот и наше ребячье трио теперь уже не занимается своей диверсионной «самодеятельностью», как во времена колчаковщины, а оперирует строго по заданию красного командования. Дисциплина и Ответственность- вот к чему приходится привыкать нашим юным красным героям в обстановке строжайшей конспирации! Но инициатива здесь не наказуема, а, наоборот, приветствуется. Причём такая случается инициатива (не всегда одобренная «сверху», зато эффективная и молниеносная!), которая спасает и жизни внедрённых агентов-подпольщиков, и всю наиважнейшую операцию- обеспечить занятие некого Города частями РККА с минимальными потерями. Причём наши пацаны со товарищи проявляют натуральные чудеса смекалки и изобретательности, после которых их шефы-командиры не успевают подбирать с пола выпавшие от удивления челюсти: тут всё «схвачено» и просчитано наперёд на два-три хода!!! Своеобразный лейтмотив всего этого (дети-зрители, посмотрев фильм, с надменным видом могут повернуться к своим родителям и произнести-обозначить его): «Вот так вот, товарищи взрослые, что бы вы без нас, детей ваших, делали! Недооцениваете вы наши способности!» И я, и История подпишутся под этими словами!

В громаднейшие плюсы фильма «Армия Трясогузки снова в бою» категорически необходимо добавить гармоничную динамичность (простите, опять умничаю!) без ущерба для драматургии, потрясающие интриги и их разрешение (я от них натурально писал кипятком, чуть не обжёгся!), и множество добрых, трогательных, «слезоточивых» моментов из жизни тамошних беспризорников, всем скопом пополнивших Армию Трясогузки (читай: Красную Армию) благодаря умелой «идеологической работе» наших героев, которые сами недавно были такими же… Вообще я считаю наш фильм одним из лучших в показе и раскрытии «беспризорной» темы в советском кинематографе. Конечно, здесь она не главная, потому и не стоит сравнивать «Армия Трясогузки снова в бою» с классическим первым советским звуковым фильмом «Путёвка в жизнь» (1931) или с вышедшей двумя годами раньше «Республикой ШКИД» (1966). А вот с доброй и трогательной лентой «Был настоящим трубачом» (1973, ТО «Экран»), которую настоятельно советую посмотреть- стоит, и даже очень! Хотя бы потому, что тамошний главный герой, 9-летний поэт, актёр и «красный агитатор» Валя Мгебров-Чекан встречается с «кагалом» беспризорников и их «королём», во многом схожими с нашими, «трясогусочными». И не говорите, что режиссёр «Был настоящим трубачом» Константин Бромберг не смотрел «трясогузок» и ничего оттуда не намотал себе на ус, хотя бы подспудно…

Удивительно, но факт, для меня редчайший: я ставлю «сиквелу» более высокий балл, чем «началу». А вы посмотрите да сравните то и другое и, может быть, согласитесь с моей оценкой:

8 из 10

Источник.