Аризонская мечта

Arizona Dream (1991)

— Два глаза с одной стороны — это удобно? — Скорее необычно. — А что ты от этого теряешь? — Свою другую сторону. Но теряя, одновременно и находишь.

Не хочу анализировать и препарировать фильм, разбирать его сюжет, персонажей, актеров, особенности съемки или выявлять основную идею. Фильм прекрасен. Это все. Но фильм не просто прекрасен, он нечто большее, он похож на невероятный сон, на утопическую мечту, на картину Сальвадора Дали или Марка Шагала, и на мелодию «In the deathcar» Горана Бреговича и Игги Попа. Фильм просто создан из сюрреалистических воздушных шаров и стрелозубого палтуса с обоими глазами с одного боку, из мелодий Бреговича, из причудливого летательного аппарата, из голубоглазого хаски, полной луны, грозы и золотых каддилаков. И безумных, уморительно смешных, или напротив душераздирающе трагичных сцен, а также забавных, трогательных и одновременно глубоких диалогов. А главным образом фильм создан из его персонажей, ярких и совершенно далеких от нормальности, у каждого из которых есть своя мечта, пусть ей впоследствии и суждено разбиться о реальность. Или не суждено? А еще у них кипят нешуточные страсти, которым эти свободные от стремления к адекватности люди не боятся давать выход. Причем все герои этой истории вызывают горячую симпатию, здесь нет ни одного отрицательного персонажа, хотя в каждом из них свои ангелы и демоны.

А еще фильм создан из поиска своего пути его главным героем Акселем, который не хочет, подобно своему дяде, продавать каддилаки, а хочет… Да, кстати, чего он хочет? Найти свое место в жизни? Уехать на Аляску с Элен? Или с Грейс? Пожалуй он хочет все это сразу, что по определению не возможно. Он великий мечтатель, в мечтах для него нет ограничений. И он не мечтает о славе или богатстве, он романтик, мечтающий о путешествиях и любви, о великом и прекрасном, лишенном приземленности. Он зачастую не может разобраться в своих чувствах, но эти чувства искренни и глубоки. Пол, напротив, мечтает о славе, успехе и считает себя талантливым и просто неотразимым. Дядя Лео пытается спустить Акселя на землю, но он и сам романтик и мечтатель в душе. Элен мечтает летать. Возможно, она мечтает и о любви, только верит ли она в нее?

Грейс — самый несчастный персонаж всей истории, исходящий ненавистью к своей мачехе, а заодно и к остальному человечеству. И она хочет жить вечно, превратившись в черепаху. Меняет ли ее встреча с Акселем? У меня нет ответа на этот вопрос, но ее очень жаль, когда видишь, как она является свидетелем любовной иддилии Акселя и своей мачехи, и открыто ревнует. И мстит им, как только может. Что-что, а это ей в итоге точно удастся.

Акселю тоже не позавидуешь, он оказался перед неразрешимой диллеммой. Кого выбрать — Элен или Грейс? «Обе были очень несчастны, и я не знал, в которую из них стрелять.» У меня нет ответа, взрослеет ли Аксель в результате всего произошедшего в фильме. Но, думаю, ему теперь не страшна самая сложная и непредсказуемая женщина, в этом плане он обрел воистину бесценный опыт. А в остальном, я считаю, он понял самое главное: «Я понял, что ничего не знаю о жизни, но мне нравится жить». И «Что работа — это как шляпа на голове. Даже если ты идешь по улице без штанов, тебе нечего стыдиться своей задницы, если у тебя на голове шляпа.» Не это ли взросление? Не важно, зачем ты живешь, здорово то, что ты вообще живешь.

Что касается актеров… Я бы сказала, что Джонни здесь выложился по полной, и это одна из его лучших ролей. Так и есть. Но как же великолепны Фей Дануэй и Лили Тейлор! Чуть более второстепенны, но также хороши Винсент Галло и Джери Льюис. Не хочу размышлять, кто тут кого переиграл, будем считать что никто, и никого. Потому что все пятеро просто потрясающи и жизненно необходимы в этой истории. Все же персонаж Джонни наверно самый сложный, неоднозначный, многогранный и гениально воплощенный, хотя и не самый яркий из всех. Пусть Акселя и можно считать странным, он кажется самым искренним и человечным, к нему проникаешься наибольшей симпатией.

Немного о восприятии фильма. Его не надо осмысливать, его надо прочувствовать. Проникнуться этой свободой жить и мечтать, этой странной и красивой историей. Просто насладиться его сюрреалистической атмосферой и порой мудрыми, а порой забавными размышлениями Акселя о происходящем. Неважно, что смысл какого-то из них останется для вас на первых порах загадкой. Они придают фильму его особую атмосферу, а также бесконечную глубину и содержательность.

Для меня это лучший фильм Эмира Кустурицы. Самый любимый. Самый теплый, живой и искренний. Не такой культовый как «Жизнь как чудо» и не такой артхаусный как «Черная кошка, белый кот». Я люблю оба эти фильма, но «Аризонская мечта» для меня просто состояние души. Этот фильм вступает в резонанс с лучшим, что есть в моей душе. За это я его люблю особенно.

«Голос, прошептавший мне «Вставай, Колумб» напомнил, что Америка уже давно открыта.»

10 из 10

Источник