2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey (1968)

2001: Космическая одиссея

«Космическая одиссея» Стэнли Кубрика — одно из ключевых произведений в истории кинематографа. Каждый кадр, каждая деталь этой ленты отличается абсолютным совершенством и перфекционизмом. Её можно спокойно включить в один ряд с такими общепризнанными шедеврами искусства, как «Мона Лиза» да Винчи или «Илиада» Гомера. Сходен с ними фильм своей монументальностью замысла и исполнения. Говоря о таких произведениях невозможно избежать всевозможных шаблонов и банальностей, поскольку они настолько прочно вошли в массовую культуру, что вы можете и не знать, что именно эта деталь или другая была впервые придумана именно в них.

Одной из характерных черт монументальности является достоинство. Достоинство «Космической одиссеи», в частности, в отсутствии в ней какой-либо суеты. Повествование фильма крайне спокойно, крайне последовательно, как будто бы оно само парит вместе со своими персонажами в безграничных просторах Космоса. Диалоги в картине начинаются аж с 23-ей минуты. Да и в самом названии и использовании такого слова, как «одиссея» есть нечто, предвещающее что-то эпохальное и грандиозное. Медлительность и неспешность картины Кубрика не делают её нечтом затянутым, а лишь идут ей на пользу, поскольку глаз здесь может наслаждаться буквально каждым кадром.

Следуя всё тем же классическим образцам, в картине есть прелюдия и интерлюдия, сопровождающиеся чёрный экраном со звучащей на его фоне авангардной музыкой Дьёрда Лигети. Что касательно музыки, упущением будет не сказать о классической музыке Рихарда и Иоганна Штрауса в фильме. Использование классической музыки — ещё одно новаторское решение Кубрика. Кто бы мог подумать тогда, что она так идеально подойдёт к кадрам с изображением полётов космических кораблей и бескрайних космических пейзажей. Сейчас же этот приём плотно вошёл в мейнстрим.

Спецэффекты в «Одиссеи» выше всяких похвал. Покажи этот фильм современному зрителю, привыкшему к обилию компьютерных спецэффектов, и он будет крайне удивлен тому, что такое можно было снять в 68-м году. Влияние «Космической одиссеи» на такие фильмы, как «Звёздные войны», «Чужой» и тому подобные, очевидно.

Совершенство спецэффектов и конструкций космических кораблей, в создании которых принимали участие эксперты из НАСА, породило множество нелепых слухов о действительных съёмках в Космосе. Что ж, такие ленты, как «Космическая одиссея», неизбежно обрастают множеством мифов вокруг них.

Уникален тонкий баланс между развлекательным зрелищем и авторскими размышлениями, присущий всем фильмам Кубрика.

Размышления о том, откуда появился человек и каково его будущее перемеживается то всевозможными красивыми планами, то откровенно вставными сюжетными линиями, которые, впрочем, идеально вписываются в повествовательную ткань картины и заставляют зрителя буквально вживаться в роли персонажей. Важную роль здесь сыграл писатель-фантаст Артур Кларк, который в течение двух лет работал с Кубриком над сценарием фильма и чей рассказ «Часовой» лёг в основу сюжета. В число «вставных» сюжетов входят эпизоды с обезьянами, с обнаружением чёрного монолита на Луне и, конечно же, эпизод борьбы человека с компьютером (спрашиваете, откуда «Терминатор»?), подаривший кино одного из самых жутких злодеев в истории кинематографа — компьютера с искусственным интеллектом HAL 9000, говорящего до ужаса спокойным, бесчувственным голосом Дугласа Рейна.

Спросите себя — чем можно изобразить то, что человечество не в силах понять или то, чего оно пока не достигло? Более гениального и восхитительного образа, чем чёрный монолит сложно придумать. Именно с ним человечество и сталкивается периодически в ключевые моменты своего развития, будь то первое использование обезьяной орудия труда (или убийства?) или освоение Космоса. И постоянно человеческая цивилизация будет сталкиваться с ним, поскольку постоянно будет находиться то, чего оно не понимает, и так будет всегда. Есть такие уголки мироздания, где разум человека попросту теряет всякую логику. Именно это и произошло с капитаном «Дискавери» Дейвом Боуменом по прибытию на Юпитер. Перед ним открылись непонятные изображения, символы, образы, в суть которых невозможно проникнуть. Причём сделан этот воистину сюрреалистический финал таким образом, что однозначной его трактовки быть не может, и каждый зритель видит в нём то, что он способен увидеть в силу своего опыта и воображения.

«Космическая одиссея» говорит нам о том, что человечество находится в зачаточном состоянии своего развития относительно самого себя и окружающего его мира, что, думается, и показывают последние кадры картины, изображающие человеческого эмбриона, смотрящего на нашу родную планету.

10 из 10

Источник.